Мой город — Красноярск
Выбрать другой город:
Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Советы эксперта: как сдать ОГЭ по географии

ОГЭ по географии — экзамен по выбору. Работа включает в себя 30 заданий на знание природопользования и геоэкологии, природы Земли и человека, материков и океанов, народов и стран, географии России. О том, как подготовиться к экзамену, «Учёба.ру» побеседовала с учителем географии школы ««Класс-центр»» Евгенией Назаровой.
Анна Буланова
Главный редактор Учеба.ру
18 апреля 2019
Фото: Kevin Hale / Flickr / CC BY-SA 2.0
Евгения Назарова,
учитель географии школы «Класс-центр», репетитор
Девятиклассники сдают на ОГЭ четыре предмета: два обязательных и два по выбору. Как часто ребята выбирают географию? Чем они руководствуются?

Я работаю с учениками в школе и готовлю ребят к ОГЭ по географии в качестве репетитора. Главный аргумент, который я из года в год слышу от своих учеников: «География — это несложно. Биологию я не потяну, там учить много, историю тем более, там вообще можно закопаться, а вот география попроще». Многие ребята, которые не имеют каких-то конкретных предпочтений по выбору предметов на ОГЭ, сдают географию из-за того, что она кажется простой.

По своему опыту могу сказать, что эта «простота» объясняется, в первую очередь, тем, что на экзамене можно пользоваться источниками информации. Школьники могут взять с собой на экзамен атласы с картами с 7 по 9 класс. Атласы могут быть любого издательства, но должны быть рекомендованы для школьников Министерством образования. Конечно, наличие карт по всем темам облегчает поиск верного ответа на вопросы, главное — научиться этими картами правильно пользоваться.

Насколько сложен для девятиклассников ОГЭ по географии? Требуются ли дополнительные занятия?

В школе географию изучают в 5 и 6 классе один час в неделю, с 7 по 9 класс — два часа в неделю. В 10 классе предлагается на выбор: либо заниматься два часа в неделю и пройти программу за один год, либо заниматься один час в неделю и разделить программу на два года. Курс географии выстроен так, что в 5-7 классах школьники изучают общее землеведение, физическую географию и страноведение, а 8 и 9 классы посвящены только географии России. Чтобы сдать ОГЭ по географии, нужно знать весь материал курса, начиная с 5 класса. Поэтому необходимо дополнительно заниматься либо самостоятельно, либо с преподавателем, чтобы вспомнить и проработать все темы предмета за все годы обучения.

Расскажите, пожалуйста, про структуру ОГЭ по географии. Всего на экзамене предлагается 30 заданий.

Работа состоит из 17 заданий базового, 10 заданий повышенного и трех заданий высокого уровня сложности. Но разделение вопросов по уровням не всегда объективно. Для некоторых учеников базовые задания намного сложнее, чем задания повышенного и высокого уровня.

При том, что заявленный уровень вопросов отличается, разграничения в баллах фактически нет. Только за два задания (№ 15, № 20) можно получить по два балла. Все остальные задания оцениваются в один балл. Таким образом, за всю работу максимально можно набрать 32 первичных балла. Пятерка ставится за результат от 27 баллов, четверка — от 20 баллов, тройка — от 12 баллов.

По Вашему опыту, какие разделы географии самые сложные для школьников и вызывают наибольшее затруднение? А какие темы самые простые?

Наибольшие трудности у школьников вызывают особенности основных отраслей хозяйства России, природохозяйственные зоны и районы. К этим темам относятся задания № 5 и № 23. Это объемные и сложные разделы, которые проходят в 9 классе в рамках экономики и хозяйства России. Мне кажется, что эти социально-экономические темы в 9 классе некоторым ребятам еще просто не по возрасту. Они становятся понятными и интересными, когда уже накоплен какой-то жизненный опыт.

К самым простым темам можно отнести математическую основу карты — систему координат, масштаб. С темой «Природопользование» у ребят тоже редко возникают вопросы.

Как нужно готовиться к ОГЭ по географии?

Тренироваться как можно больше в решении задач. Во время подготовки необходимо обязательно использовать те атласы, которые ученик потом возьмет на экзамен. Если готовиться по одним атласам, а на экзамен идти с другими, не будет привычного образа. В атласах каких-то изданий может не оказаться определенных карт, и школьник может растеряться. Лучшая стратегия подготовки к ОГЭ по географии — это отработка материала и решение наибольшего количества заданий по разным темам.

На какие темы следует обратить внимание?

Здесь все зависит от того, какая цель у ребенка. Очень многие хотят получить хотя бы четверку и забыть об этом экзамене. В этом случае надо отрабатывать базовые задания до автоматизма, решать как можно больше вариантов. Если цель — получить пятерку или даже есть претензия на высший балл, нужно уметь решать еще и сложные задачи, детально проработать все темы курса географии и очень хорошо уметь работать с картой.

Какие источники Вы рекомендуете использовать для самостоятельной подготовки к экзамену?
  • «Решу ОГЭ». Здесь вы найдете огромное количество заданий для подготовки.
  • «Сайт ФИПИ». Тут выложены задания прошлых лет.
  • «ВКонтакте». Здесь есть много полезных тематических групп для подготовки к ОГЭ по географии. Там можно прочитать объяснения к задачам по разным темам, которые написаны самими школьниками, пусть не так, как в книжках, но на доступном и понятном им языке.
  • «Инфоурок». Если вам не хватает содержательного материала, используйте этот проект. Здесь вы найдете короткие видеоролики по всем темам программы географии с 5 по 9 класс. Они дают необходимую выжимку. Можно остановить ролик и посмотреть заново, выписать определения, отметить закономерности. Такой формат дает возможность повторить материал и разобрать непонятные темы.
Реально ли получить на экзамене максимальный результат?

Каждый год среди моих учеников есть кто-то, кому удается набрать максимальные 32 балла. Если посмотреть статистику 2017 года по Московской области, то мы увидим, что максимум получили около 1% школьников, пятерку — 20%, четверку — 42%, не сдали экзамен примерно 1% девятиклассников. Средний балл составил 3,82 по пятибалльной шкале.

На что нужно обратить внимание при подготовке к заданиям повышенного и высокого уровня сложности? Какие есть подводные камни у этого типа заданий?
Задание № 9

Школьникам предлагается график, таблица или климатограмма со статистическими данными, и надо рассчитать, например, миграционный прирост, естественный прирост, рождаемость и смертность, амплитуду температур, плотность транспортной сети. Ответы чаще всего необходимо рассчитать по формуле. При подготовке обратите внимание на определения географических понятий в разных темах, выучите расчетные формулы.

В ответе авторы чаще всего пишут единицы измерения. Если, например, требуется рассчитать плотность населения, а в ответе вписать количество человек на квадратный километр, это и есть подсказка. В единицах измерения в ответе нам уже показали формулу расчета.

Задание № 14 Школьникам предлагается определить объект по географическим координатам. Для выполнения этого задания один раз нужно сесть и разобраться, как определяются географические координаты. А дальше уже обращайте внимание на подсказку в задании, например, какая горная вершина, какой город, центр какой республики имеет такие-то координаты. Нужно открыть соответствующую карту и ответить на вопрос. Задание относится к повышенному уровню сложности, но если вы разобрались с определением координат один раз, вопросов, как правило, больше не возникает.
Задание № 15 Необходимо прочитать текст и обосновать что-то. Например, в демоверсии требуется объяснить, почему происходят землетрясения, указать причину. Это вопрос по географическим явлениям на понимание причинно-следственных связей. Нужно найти в атласе карту, которая поможет ответить на поставленный вопрос.
Задание № 17

Чаще всего здесь предлагают расположить города в порядке увеличения или уменьшения численности населения. Нужно открыть карту по этой теме, внимательно изучить условные знаки, найти эти города и по условным обозначениям выстроить нужную последовательность.

Не стесняйтесь делать пометки в КИМаХ! Около каждого города подписывайте численность населения и дальше, отложив карту, составляйте последовательность.

Задание № 20

Участникам экзаменов предлагается топографическая карта местности. Требуется подобрать на ней участок под предложенную ситуацию. Это может быть, например, катание на лыжах, закладка фруктового сада, футбольного поля. Нужно выбрать участок и объяснить, почему вы предпочли именно его.

Внимательно просмотрите условные знаки и прочитайте по ним карту. Задайте вопрос: какими условия должны быть? И дальше уже сравнивайте участки. Например, для катания на лыжах не подходит участок с лесом, для футбольного поля мы не выберем участок на склоне горы. Сформулировать ответ нужно внятно и коротко. Например: «Я выбираю этот участок, потому что соблюдены такие-то условия». Или от противного: «Я выбираю этот участок, потому что на двух других не соблюдены такие-то условия».

Задание № 21 Даны четыре профиля местности, которые построены по линии A — B по топографической карте из предыдущего задания. Здесь нужно понимать условные знаки и то, как показан рельеф — с помощью горизонталей. Важно пространственное мышление, чтобы взглянуть на объект сбоку.
Задание № 23 Вопрос по теме «Хозяйство». Здесь нужно обратить внимание на факторы размещения отраслей хозяйства. Что нужно для обеспечения сырьем предприятия? Нужен ли потребитель рядом с предприятием?
Задание № 24 Классический вопрос про Новый год. Необходимо расположить регионы России в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год. Нужно запомнить, что Новый год первыми встречают на востоке страны. Далее найти на карте субъекты РФ и расположить их с востока на запад.
Задание № 25 Надо сопоставить регион России с предложенными слоганами. В слоганах обычно есть какой-то яркий признак, который поможет определить регион. Какие-то объекты можно найти на региональной карте, а по каким-то просто сделать предположение.
Задание № 27

В этом задании необходимо сопоставить климатограмму с картой. На климатограмме показаны температура воздуха, осадки по месяцам, а также общее количество осадков, выпадающих за год. Школьник должен определить, какому региону мира соответствуют эти данные.

Во время подготовки к экзамену необходимо составить таблицу с характеристикой климатических поясов, где в столбцах должны быть отображены температуры воздуха по месяцам, количество осадков и сезон их выпадения. Благодаря этому школьник будет понимать, какие условия действуют в различных климатических поясах. А уже во время экзамена нужно работать с климатической картой 7 класса, сопоставляя имеющиеся данные.

Задание № 28

В условии дана таблица, где собраны данные метеонаблюдений по четырем городам (географические координаты, высота над уровнем моря, средняя температура в июле и январе, среднегодовое количество осадков). Далее предлагается четыре утверждения, из которых, проанализировав таблицу, нужно выбрать верное.

Каждый вариант утверждения состоит из двух частей. Например: «Чем дальше на юго-восток, тем больше среднегодовое количество атмосферных осадков». Я предлагаю своим ученикам разобрать каждое из предложенных утверждений следующим образом. Первое: берем четыре города и нумеруем их в порядке с северо-запада на юго-восток. Второе: работаем со второй частью утверждения и нумеруем города по количеству осадков — от большего к меньшему. Если обе составленные последовательности совпали, значит утверждение верное.

Задание № 29 Задание на пространственное мышление. Во время подготовки нужно посмотреть видеоролик о движении Земли вокруг Солнца, чтобы представлять себе, как изменяется положение Земли относительно Солнца в опорные даты: дни летнего и зимнего солнцестояния и дни весеннего и осеннего равноденствия. От этого будет зависеть угол падения солнечных лучей и, соответственно, выбор ответа.
Задание № 30 Задание-загадка. Требуется определить страну или регион России по предложенным характеристикам. При работе с текстом нужно выделить ключевые особенности, которые будут отделять этот субъект от остальных. Текст составлен так, что каждое следующее утверждение сужает круг поиска. Далее нужно работать с атласом, вам понадобятся разные карты. От общих карт мы постепенно переходим к региональным и климатическим, приближаясь к правильному ответу.
Анна Буланова
Главный редактор Учеба.ру
18 апреля 2019
 

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты